Новости
7 апреля 2018, 17:32

«Встав на крыло», уходили, чтобы помнить всегда

Она появилась на Горе в 1937 году. По счёту - одиннадцатая школа в Лысьве. Первое каменное двухэтажное здание в Зареке с большими по тем временам глазницами окон. Не одну сотню детей стремительно растущего в ту пору посёлка приняла она в свои стены, чтобы выучить и отпустить в мир строителей социализма.

В КОРИДОРАХ СТОЯЛИ ПЕЧИ . Тысячи учеников, «встав на крыло», покидали свою альма-матер, отправляясь каждый своей дорогой, чтобы потом, спустя годы, понять, как много она значила в их жизни. Об этом – наш разговор с заместителем директора школы, её выпускницей 1982 года Татьяной РЕУТОВОЙ. - Татьяна Вадимовна, мы с вами обе учились в одиннадцатой школе. Согласитесь, она - лучшая в мире! - Конечно! Хотя, наверное, любой выпускник назовёт лучшей ту, в которой учился. Но наша школа действительно была особенной. Здесь, в заречной части Лысьвы, жили в основном металлурги. Они знали цену трудовой копейки, почти у всех были домашнее подворье, большая и малая животина, и ко всему они относились основательно. Кстати, может быть, об этом мало кто знает, но в тот период в здании было печное отопление. И дрова для печей вместе с учащимися заготавливали учителя. - Наверное, кто-то из старших выпускников помнит эту особенность школы? - Недавно к нам приходил самый знатный из первых выпускников - почётный гражданин города Александр Иванович Клементьев. Он прошёлся по школе, рассказал немало любопытного. В том числе и о том, что в кабинете физики и в коридорах стояли печи. А ученики были - одна беднота, почти все из многодетных семей. В войну подростки 12-13 лет наравне со старшими выполняли хозяйственные работы, а дрова для школы заготавливали абсолютно все. Может быть, потому, что среди учеников и учителей было много староверов, в школе царили особая строгость и идеальная дисциплина. Педагоги были очень требовательны, но к ученикам все относились с уважением. Зимой в коридоре часто устраивались танцевальные вечера, и учителя всегда на них присутствовали: выстраивались вдоль этих печек, наблюдали, чтобы ребята вели себя достойно. - А кто был первым директором школы? - Знаем, что его фамилия была Розов. О нём, к сожалению, нам почти ничего не известно. Только то, что в 1942 году его призвали на фронт. Никаких сведений о нём нет. В числе погибших он не значится, и как сложилась его судьба - неизвестно.

КОРИФЕИ ШКОЛЬНЫХ НАУК - Первые учителя - какими они были? - Вероятно, очень хорошими, ведь многие из них получили высокие государственные награды: ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, медали. В числе тех, кто удостоился такой чести, - Ксения Никифоровна Малкова, ставшая настоящей легендой школы, а ещё Александра Фёдоровна Ожегова, Анна Ивановна На- угольных. - Анна Ивановна была первой учительницей нашего класса, а мы, её воспитанники, даже об этом не знали. Вернуться бы в то время да поклониться ей за труды… - Таких корифеев в школе было немало. Например, Вера Гавриловна Протасова, тоже учитель начальных классов. Участница Великой Отечественной войны, она многое пережила и испытала. И мало кто из её учеников задумывался, каково было ей, интеллигентной, красивой, в ту пору совсем юной, воевать наравне с мужчинами, да ещё зенитчицей! - Начальные классы – это всегда старт школьника. Именно первый учитель определяет, каким он будет. И горским детям повезло, что их учили истинные корифеи. - Именно корифеи! Людмила Васильевна Мошева, Вера Георгиевна Оборина, Надежда Фёдоровна Литвина и многие другие – это особая учительская когорта в истории школы.

ОН БЫЛ ДЕМОКРАТОМ И ПЕЛ ОКУДЖАВУ. - Климат в учебном заведении, его достижения во многом зависят от директора. Например, когда мы учились, это был обожаемый всеми Владимир Васильевич Максимов, и атмосфера в школе была какой-то особенной. - Все его вспоминают как человека с большим чувством юмора. Это был совсем иной руководитель, чем преды- дущие. Демократ до мозга костей. И понятно, почему, ведь это были 60-е годы! Он и Окуджаву пел, и Вознесенского читал. Был суперпрогрессивным. Шутил с учениками, устраивал интеллектуальные вечеринки. Поначалу педагоги были даже в некоторой растерянности, не понимая его необычных идей. Но потом они подружились. И это была самая плодотворная пора и для педагогов, и для учащихся.

Именно у Максимова возникла идея организовать летние трудовые лагеря. Все выпускники вспоминают их с восторгом. А ещё Максимов вместе со старшеклассниками создал целую концертную бригаду. Она ездила в село Осинцево Кишертского района с настоящими гастролями. Были и баянисты, и эквилибристы, и свой конферансье Владислав Литвин. Когда Владимира Васильевича перевели сначала в другую школу, затем заведующим городским отелом образования, он всегда с теплотой вспоминал свою одинна- дцатую. А ведь работал здесь не так уж и долго. Педагоги того периода были под стать Максимову. И за качество знаний учеников переживали, и юмором отличались. Одна Валентина Ивановна Быстрых чего стоит! - Это точно! Как-то проводился конкурс КВН между школьными командами. Горские ученики в нём, безусловно, участвовали. Кстати, в таких состязаниях они, как правило, побеждали. После той баталии Валентина Ивановна написала об этом в «Искру». А озаглавила заметку так, как могла это сделать только она: «Горские придурки»! Её любимые «придурки» победили, и она с присущим ей юмором сообщила об этом всему городу. - Да, она преподавала французский, и ребята её обожали. Она всегда была отличным предметником и отменным классным руководителем. Кстати, о преподавателях французского. Они создали в школе мощную базу для его изучения. Вместе с Валентиной Ивановной работали Анна Филипповна Швецова, Эмма Александровна Регнер, Александра Романовна Пашкевич, и их последователями стали многие выпускники. Кто-то, окончив вуз, вернулся в Лысьву учителем иностранного языка, а для кого-то места, доставшиеся по государственному распределению выпускников вузов, стали второй родиной. В ПАЛАТКИ, НА МЕСЯЦ! КАПУСТУ ОКУЧИВАТЬ! - И тогда, и теперь меня удивляет, что наши педагоги, оставляя семьи и домашние дела, уезжали с нами в трудовые лагеря. Взять, например, Августу Петровну Костерину. У неё свой дом, хозяйство, трое детей, а она летом - с нами, в село Сёла Чусовского района. В палатки, на месяц! Капусту вместе с нами окучивать! Или Алевтина Васильевна Балабанова – как учитель химии строга до предела, а в трудовом лагере с нами как с родными: всё ли в порядке, все ли сыты, не сгорели ли на солнце… - Алевтина Васильевна - замечательный педагог. Она понимала ребят и видела их насквозь. Вообще-то все учителя были одной беспокойной крови: супруги Иван Григорьевич и Людмила Александровна Порохня, Маргарита Леонидовна Рожкова, Ида Ивановна Мошева, Галина Васильевна Наумова, Алевтина Фёдоровна Косвинцева… - А для меня идеалом преподавателя навсегда остались учителя русского языка и литературы Тамара Ивановна Санникова и Галина Николаевна Красильникова. Я очень благодарна им за их филологические труды с нами. - Так и математики всегда работали мощно! Наталья Ивановна Трофимова стала настоящей легендой лысьвенской математической школы. Августа Петровна Костерина, Руфина Николаевна Власова, Татьяна Алексеевна Мотовилова – это же настоящие корифеи в преподавании алгебры и геометрии! - В 70-е годы школу возглавлял Виктор Иванович Вшивков… - И этот период стал новым этапом её развития. Виктор Иванович приложил немало усилий, чтобы она была успешной и современной. - Признаюсь, когда в 80-х годах директором назначили Татьяну Борисовну Мокину, я удивилась: почему-то думалось, что руководителем школы может быть только мужчина. А Татьяна Борисовна – мягкий, добрый, любимый школярами человечек… И вдруг – директор. - А ещё это очень сильный и креативный человечище! В тот период они вместе с заместителем Ольгой Васильевной Фединой словно второе дыхание школе открыли. Здесь бурлила общественная жизнь, а вместе с ней росли и достижения детей. Неравнодушные, искренние в отношениях со своими подопечными педагоги Людмила Григорьевна Макарова, Валентина Александровна Дроздова, Татьяна Фёдоровна Дружкова, Людмила Августовна Штейникова, Вера Валентиновна Яловего, Вера Васильевна Колупанова, Галина Алексеевна Худеньких, Галина Сергеевна Тунёва, Геннадий Фёдорович Новиков всегда были в гуще школьников. Они помогали им становиться упорными, достигать поставленных целей.

УЧЕНИКИ НА УЧИТЕЛЬСКОЙ СТЕЗЕ. - Может быть, я не права, но создаётся впечатление, что наша школа больше, чем другие, поставляет стране педагогов. Сколько выпускников пошли по стопам своих учителей! Только из нашего класса пятеро выбрали эту стезю! - Да, это так. Многие пошли в учительство. Людмила Викторовна Корбут, Лариса Николаевна Костоубаева, Галина Фёдоровна Потькало, Зинаида Михайловна Мальцева, Людмила Александровна Матченя, Ольга Леонидовна Хачатурян, Виктор Константинович Гладких, Надежда Павловна Тудвасева, Сергей Владимирович Рудов, Лариса Витальевна Хлупина, Алла Александровна Осовик, Татьяна Аркадьевна Майринова, Наталья Владимировна Пешкова, Татьяна Анатольевна Козлова. Но это только те, кто работает в нашем городе. А ведь кто-то, получив распределение в вузах, остался в других городах. И, безусловно, это заслуга школы и её педагогов. - Крутые девяностые очень серьёзно ударили по всем направлениям российской действительности, а по школам – особенно. Как они выжили в те времена, даже представить сложно… - Права не имели не выжить. Трудились, старались, чтобы дети получили крепкую основу жизни. И время показало: педагогам это удалось во многом благодаря духу интеллигентности и порядочности, который был присущ школе всегда. Именно такими были и тогдашние директора Александр Васильевич Рычихин и Владимир Александрович Красноборов. В конце 90-х директором была назначена Ольга Аркадьевна Палкина. Молодая, энергичная, прогрессивно мыслящая, она развивала лучшие традиции школы, постоянно привнося в её жизнь что-то новое и передовое. И хотя до сих пор проблем возникает немало, она умело их решает, привлекая и педагогов, и родителей.

МИССИЯ ОСТАЁТСЯ НЕИЗМЕННОЙ. - Наверное, тем, кто работал в 90-е, да и сейчас, уже в новом веке, намного труднее, чем коллегам советского периода? - Безусловно. Во сто крат труднее. Всё изменилось. И сами дети, и система обучения, и взаимоотношения детей и родителей. Мир стал другим. Но неизменной остаётся миссия педагогов школы: любить детей, заботиться о них, давать им прочные знания, воспитывать в них личную и гражданскую ответственность. В школе работают истинные профессионалы. Многие из них могут служить эталоном для других. Как и в прежние времена, здесь сильные учителя начальных классов, русского языка и литературы, химии. У нас своя «дружина» педагогов из наших выпускников: Елена Юрьевна Бова, Елена Игоревна Шляпникова, Наталья Александровна Миронова, Венера Романовна Гарипова, Татьяна Леонидовна Швалёва, Елена Александровна Чубарова, Елена Валерьевна Лазарева, Наталья Анатольевна Шавкунова. - 80 лет жизни школы… Сколько жителей Зареки прошли по её ступеням! Тысячи?! - Много тысяч. И мы знаем, что для всех она навсегда останется лучшей. Уверены: многих не покидает желание встретиться, пообщаться с одноклассниками, учителями. Мы готовим для юбилярши праздник и будем рады увидеть на нём всех, кто учился в нашей горской школе.

Он состоится 14 апреля в ЛКДЦ. Пользуясь случаем, прошу: если есть вопросы и предложения, интересные истории, фотографии, звоните по телефону 6-98-33.

Фото из архива школы

comments powered by HyperComments

Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg